Сайты образовательных учреждений района
Главная ➜ Аннотация

Аннотация

Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «РАДУГА»

 

Авторы: С.Г. Якобсон, канд. психол. наук; Т.И. Гризик, канд. пед. наук; Т.Н. Доронова, канд. пед. наук; Е.В. Соловьева, канд. пед. наук.

Научный руководитель программы: Е.В. Соловьева, канд. пед. наук.

Рецензент: Д.И. Фельдштейн, вице-президент Российской академии образования, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

«РАДУГА»– примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках. Она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны дошкольного образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования.

Программа «РАДУГА» была разработана более 20 лет назад по заказу Министерства образования РФ в альтернативу единственной существовавшей в то время Типовой программе. «РАДУГА» стала первой из созданных в дальнейшем вариативных программ дошкольного образования.

Её инновационность в начале 90-х годов прошлого века заключалась в том, что в отличие от ЗУНовской модели организации дошкольного образования, заложенной в Типовой программе, «РАДУГА» реализовала развивающую ребенка модель построения образовательного процесса. Содержание первого издания программы было разработано с учетом Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16 июня 1989 г. № 7/1), которая стала основополагающим документом в развитии содержания дошкольного образования.

Выстроенное в «РАДУГЕ» в соответствии с парадигмой развития содержание дошкольного образования делает программу актуальной и в настоящее время.

За десятилетия своей реализации программа «РАДУГА» показала эффективность организации дошкольного образования в самых разных условиях: в любом регионе нашей страны, в дошкольных учреждениях разных видов, расположенных в городской и сельской местности, в больших и маленьких (в том числе малокомплектных, в группах разной направленности (общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной и компенсирующей), сформированных по одновозрастному или разновозрастному принципу.

В настоящее время программа «РАДУГА» – программа, сочетающая традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования.

Ее «традиционность» определяется тем, что программа создана на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского.

Новации, привнесённые в программу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования[2] (ФГОС ДО, Стандарт), позволяют педагогам быть соавторами в моделировании воспитательно-образовательного процесса и эффективно реализовывать принцип индивидуализации дошкольного образования, определенный в качестве одного из основополагающих принципов дошкольного образования.

Итак, в настоящее время программа «РАДУГА» – это:

  • отечественная программа дошкольного образования, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского;
  • апробированная в практике надежная программа, переработанная в соответствии с ФГОС ДО;
  • адресованная массовому детскому саду программа, обеспечивающая социально–коммуникативное, познавательное, речевое, художественно–эстетическое и физическое развитие детей от 2 месяцев до 8 лет;
  • личностно-ориентированная развивающая программа, которая позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка;
  • программа социализации и коммуникативного развития ребенка, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников;
  • удобная в работе программа, позволяющая создавать атмосферу радости в каждом детском саду и в каждой группе;
  • развивающая программа, обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребенка и системную подготовку ребенка к успешному обучению на следующем уровне общего образования.

В Программе «РАДУГА» показано, как её можно использовать в детском саду:

  • находящемся в любом регионе Российской Федерации, учитывая специфику условий климатических, национальных, этнокультурных;
  • расположенном как в городском, так и в сельском поселении;
  • имеющим любое количество групп;
  • расположенном в здании, построенном как по типовому, так и по индивидуальному проекту, а также во встроенных детских садах в жилых комплексах;
  • располагающим как богатой, так и скромной материальной базой;
  • как имеющим дополнительные источники финансирования, так и не обладающим ими;
  • реализующим программу дошкольного образования как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания, группах круглосуточного пребывания, а также в семейных детских садах и центрах игровой поддержки ребёнка; в группах детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе разновозрастных группах; в инклюзивных группах;
  • реализующим как основные, так и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные программы – как на бесплатной, так и на платной основе;
  • осуществляющим образовательный процесс как при наличии специалистов разного профиля, так и при их отсутствии; как с молодыми специалистами, так и с опытными кадрами с большим педагогическим стажем, разделяющими цели и ценности программы и готовыми к профессиональному росту и развитию;
  • реализующим программу дошкольного образования при поддержке родителей, разделяющих ценности и цели Программы «Радуга», или без такой поддержки.

Программа «РАДУГА» видит миссию дошкольной образовательной организации как:

  • Содействие семье:
  • в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребёнка;
  • в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
  • в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья;
  • в развитии содержательного партнёрства для создания единого образовательного пространства ребёнка;
  • в повышении родительской компетенции.
  • Содействие современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов.
  • Содействие государству в формировании основ патриотического чувства и гражданской принадлежности формирующейся личности.

Реализуя Стандарт дошкольного образования, программа «РАДУГА» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни, обеспечив охрану их здоровья, способствуя физическому и физиологическому развитию;
  • содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка,способствуя развитию деятельности, становлению сознания, формированию личности;
  • обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, создавая атмосферу эмоционального комфорта и условия для творческого самовыражения каждого ребенка.

Структура и содержание программы «РАДУГА» полностью соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования.

Целевой раздел программы содержит пояснительную записку, в которой дана общая характеристика программы, сформулированы цели, задачи, принципы и походы к формированию программы. Среди важных характеристик «РАДУГИ» указаны миссия дошкольной организации, реализующей программу, стандарт качества деятельности дошкольной организации, включая описание корпоративной культуры. Важным компонентом пояснительной записки являются характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Также в целевом разделе представлены планируемые результаты освоения программы «РАДУГА», дан портрет выпускника «радужной» группы.

Содержательный раздел программы содержит:

  • описание образовательной деятельности для каждой возрастной группы;
  • технологии реализации содержания Программы «Радуга»
    в соответствии с образовательными областями для каждой возрастной группы;
  • технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства;
  • описание способов поддержки детской инициативы;
  • основные подходы к взаимодействию с семьями детей;
  • описание основных подходов к организации педагогической диагностики;
  • систему коррекционной работы в различных образовательных областях в соответствии с возрастом детей

Организационный раздел программы «РАДУГА» включает:

  • распорядок дня, основные режимные моменты;
  • описание организации жизни группы, реализующей программу «РАДУГА»;
  • формы реализации дошкольного образования;
  • описание основных подходов к организации дополнительных платных образовательных услуг;
  • описание методического обеспечения программы «РАДУГА»;
  • основные положения кадровой политики образовательной организации, реализующей программу «РАДУГА»;
  • описание развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
  • примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации программы «РАДУГА».

Практика внедрения «РАДУГИ» в различных дошкольных учреждениях Российской Федерации, отзывы педагогов, реализующих программу в работе с детьми, экспертные заключения показывают преимущества программы «РАДУГА» в реализации ФГОС дошкольного образования. Они заключаются в том, что «РАДУГА»:

  • обеспечивает реализацию задач всех образовательных областей ФГОС ДО;
  • является развивающей программой, которая позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка в массовой группе любой направленности массового детской сада;
  • представляет, как формировать комфортное сообщество сверстников;
  • показывает, как создавать атмосферу радости и психологического комфорта в каждом детском саду и в каждой группе;
  • имеет полный комплект методических пособий для педагогов по всем направлениям развития ребенка и развивающие пособия для детей;
  • новый формат программно-методического комплекса «РАДУГА» позволяет педагогам сформировать удобное и эффективное методическое пособие для работы с детьми, а дошкольной организации – эффективно расходовать бюджетные средства;
  • все развивающие пособия для детей соответствуют СанПиН и ГОСТ для печатной продукции.