Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Сайты образовательных учреждений района

Аннотация

Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «РАДУГА»

 

Авторы: С.Г. Якобсон, канд. психол. наук; Т.И. Гризик, канд. пед. наук; Т.Н. Доронова, канд. пед. наук; Е.В. Соловьева, канд. пед. наук.

Научный руководитель программы: Е.В. Соловьева, канд. пед. наук.

Рецензент: Д.И. Фельдштейн, вице-президент Российской академии образования, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

«РАДУГА»– примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках. Она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны дошкольного образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования.

Программа «РАДУГА» была разработана более 20 лет назад по заказу Министерства образования РФ в альтернативу единственной существовавшей в то время Типовой программе. «РАДУГА» стала первой из созданных в дальнейшем вариативных программ дошкольного образования.

Её инновационность в начале 90-х годов прошлого века заключалась в том, что в отличие от ЗУНовской модели организации дошкольного образования, заложенной в Типовой программе, «РАДУГА» реализовала развивающую ребенка модель построения образовательного процесса. Содержание первого издания программы было разработано с учетом Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16 июня 1989 г. № 7/1), которая стала основополагающим документом в развитии содержания дошкольного образования.

Выстроенное в «РАДУГЕ» в соответствии с парадигмой развития содержание дошкольного образования делает программу актуальной и в настоящее время.

За десятилетия своей реализации программа «РАДУГА» показала эффективность организации дошкольного образования в самых разных условиях: в любом регионе нашей страны, в дошкольных учреждениях разных видов, расположенных в городской и сельской местности, в больших и маленьких (в том числе малокомплектных, в группах разной направленности (общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной и компенсирующей), сформированных по одновозрастному или разновозрастному принципу.

В настоящее время программа «РАДУГА» – программа, сочетающая традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования.

Ее «традиционность» определяется тем, что программа создана на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского.

Новации, привнесённые в программу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования[2] (ФГОС ДО, Стандарт), позволяют педагогам быть соавторами в моделировании воспитательно-образовательного процесса и эффективно реализовывать принцип индивидуализации дошкольного образования, определенный в качестве одного из основополагающих принципов дошкольного образования.

Итак, в настоящее время программа «РАДУГА» – это:

В Программе «РАДУГА» показано, как её можно использовать в детском саду:

Программа «РАДУГА» видит миссию дошкольной образовательной организации как:

Реализуя Стандарт дошкольного образования, программа «РАДУГА» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

Структура и содержание программы «РАДУГА» полностью соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования.

Целевой раздел программы содержит пояснительную записку, в которой дана общая характеристика программы, сформулированы цели, задачи, принципы и походы к формированию программы. Среди важных характеристик «РАДУГИ» указаны миссия дошкольной организации, реализующей программу, стандарт качества деятельности дошкольной организации, включая описание корпоративной культуры. Важным компонентом пояснительной записки являются характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Также в целевом разделе представлены планируемые результаты освоения программы «РАДУГА», дан портрет выпускника «радужной» группы.

Содержательный раздел программы содержит:

Организационный раздел программы «РАДУГА» включает:

Практика внедрения «РАДУГИ» в различных дошкольных учреждениях Российской Федерации, отзывы педагогов, реализующих программу в работе с детьми, экспертные заключения показывают преимущества программы «РАДУГА» в реализации ФГОС дошкольного образования. Они заключаются в том, что «РАДУГА»: